ТИПЫ ГРУЗОВ

Классификация грузов по способу погрузки и выгрузки

1) Штучные – это промышленные и продовольственные товары в упакованном виде (мешках, ящиках, бочках и др.), в кипах и тюках, в незатаренном виде или без упаковки. 

Их основными характеристиками являются:  

а) габаритные размеры;  

б) масса (вес); в) форма. 

Чистый вес называется нетто, с тарой – брутто.

2) Навалочные грузы – это грузы, которые перевозятся без тары в силу невозможности ее применения. Главное свойство таких грузов – их сыпучесть (уголь, руда, стройматериалы, зерно и т.д.). 

3) Наливные грузы – это жидкие грузы, перевозимые наливом в цистерны, танк-контейнеры и т.д. (нефть, сжиженный газ, лаки, спирты, масла и т.п.). 

Классификация грузов по условиям перевозки и хранения

По условиям перевозок и хранения грузы делятся на обычные и специфические. 

1) Обычные грузы – это грузы, которые не требуют особых условий для перевозки, погрузки, выгрузки и могут перевозиться на бортовых автомобилях. Для перевозки обычных грузов нет необходимости применять грузовые автомобили с кузовами особой конструкции. 

2) Специфические грузы требуют особых мер по сохранности и безопасности при перевозке, погрузочно-разгрузочных работ и хранении. Специфические грузы делятся на негабаритные, длинномерные, тяжеловесные, опасные и скоропортящиеся. 

Негабаритные грузы – это такие грузы, которые по своим размерам не вмещаются в стандартный кузов автомобиля (например, крупные станки, сельскохозяйственные или иные машины, сварные конструкции, паркогаражное оборудование, строительные конструкции и т. п.) Негабаритные грузы, это группы, имеющие размер одного места свыше 2.5 метров по ширине или свыше 3.8 метров по высоте в погруженном состоянии на грузовой автомобиль. Для перевозки некоторых негабаритных грузов, превышающих размеры кузова грузового ТС по ширине, необходимо получать специальное разрешение и принимать меры предосторожности. 

Длинномерные – это такие грузы, свес которых над задним бортом грузового ТС превышает 2 метра. Длинномерные грузы являются разновидностью негабаритных грузов таких, как (сталь различного профиля, автомобили, трубы и т. п.). Как правило длина таких грузов больше длины кузова грузового автомобиля не менее чем на 1/3. Для перевозки таких грузов следует применять прицепы-роспуски.

Тяжеловесными грузами называются штучные грузы (танки, бульдозеры, экскаваторы, железобетонные конструкции, электрогенераторы, турбины, паровые котлы и другие виды техники и оборудования), вес отдельного места которых более 250 кг (для катаных грузов — 400 кг). Для перевозки таких грузов бывает необходимым применение автомобилей большой или особо большой грузоподъемности, или низкорамных прицепов-тяжеловозов. Погрузка тяжеловесных грузов обычно очень трудоемка, вследствие чего необходимо применять специальное оборудование в виде кранов, лебедок, полиспастов и домкратов. 

Опасные грузы – это грузы, которые при перевозке и хранении могут послужить причиной увечья и отравления людей, разрушения подвижного состава, построек или дорог. Ядохимикаты, радиоактивные, легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества, которые в силу своей опасности требуют наличия специальной тары и упаковки, выполнения квалифицированной погрузки и разгрузки, а также особого режима перевозки. Несоблюдение норм и правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом может привести к непредсказуемым последствиям, таким как пожар, взрыв, химическое заражение, заражение окружающей среды и стать угрозой здоровью или жизни человека.

Классификация опасных грузов: 

  • 1 класс опасности – взрывчатые материалы, которые по своим свойствам могут взрываться, вызывать пожар с взрывчатым действием, а также устройства, содержащие взрывчатые вещества и средства взрывания, предназначенные для производства пиротехнического эффекта; 
  • 2 класс опасности – сжатые газы, сжиженные охлаждением и растворенные под давлением, отвечающие хотя бы одному из следующих условий: 
  • 3 класс опасности – легковоспламеняющиеся жидкости, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле 61С и ниже; 
  • 4 класс опасности – легковоспламеняющиеся вещества и материалы (кроме классифицированных как взрывчатые), способные во время перевозки легко загораться от внешних источников воспламенения, в результате трения, поглощения влаги, самопроизвольных химических превращений, а также при нагревании; 
  • 5 класс опасности – окисляющие вещества и органические пероксиды, которые способны легко выделять кислород, поддерживать горение, а также могут, в соответствующих условиях или в смеси с другими веществами, вызвать самовоспламенение и взрыв; 
  • 6 класс опасности – ядовитые и инфекционные вещества, способные вызывать смерть, отравление или заболевание при попадании внутрь организма или при соприкосновении с кожей и слизистой оболочкой; 
  • 7 класс опасности – радиоактивные вещества с удельной активностью более 70 кБк/кг (2 нКи/г). 
  • 8 класс опасности – едкие и коррозионные вещества, которые вызывают повреждение кожи, поражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, коррозию металлов и повреждения транспортных средств, сооружений или грузов, а также могут вызывать пожар при взаимодействии с органическими материалами или некоторыми химическими веществами; 
  • 9 класс опасности – вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании, не отнесенные ни к одному из предыдущих классов, но требующих применения к ним определенных правил перевозки и хранения. 

В перевозочных документах грузоотправитель и перевозчик обязаны поставить штемпеля красного цвета, определяющие характер опасности (“Легко воспламеняется”, “Загорается от воды”, “Дает воспламеняющиеся смеси” и т. д.). На каждое грузовое место грузоотправитель кроме маркировки опасного груза обязан нанести наименование груза и знак опасности. Действующими правилами перевозок опасных грузов предусмотрено сопровождение отдельных видов опасных грузов проводниками грузоотправителя или грузополучателя. Конкретная партия опасных грузов предъявляется к перевозке только теми видами отправок, которые предусмотрены действующими правилами перевозок. Возможность совместной перевозки в одном транспортном средстве опасных грузов разных классов и совместной перевозки опасных грузов с неопасными определяется по таблицам совместимости, помещенным в правилах перевозок.

Скоропортящиеся грузы – это такие грузы, при хранении и перевозках которых требуются специальные помещения и подвижной состав, оборудованные для поддержания определенной температуры (рефрижератор). Скоропортящимися грузами признаются такие продукты, которые представляя собой в обычных условиях среду, благоприятную для развития вредных микроорганизмов. Скоропортящиеся грузы требуют при продолжительном хранении и при перевозке, особых мер защиты (предупреждение излишней влажности, температурный режим, предварительное охлаждение при перевозке и пр.). К скоропортящимся грузам надлежит отнести грузы, боящиеся холода и требующие особых мер для защиты против него (хранение и перевозка в утепленных помещениях).

Классификация грузов по весу

  • легковесные (массой до 80 кг); 
  • обычные (весом до 250 кг для штучных изделий, до 500 кг – для грузов, загружаемых накатом); 
  • тяжеловесные (отправления массой более 500 кг). 

Классификация грузов по размеру

  • габаритные; 
  • негабаритные (грузы, превышающие размером допускаемые дорожные габариты). 

Классификация грузов по коэффициенту использования грузоподъемности

На отдельных видах транспорта в зависимости от коэффициента использования грузоподъемности средств транспорта грузы делят на классы: 

  • I класс – коэффициент использования грузоподъемности = 1,0; 
  • II класс – коэффициент = 0,71 – 0,99; 
  • III класс – коэффициент = 0,51 – 0,70; 
  • IV класс – коэффициент = 0,41 – 0,50. 

Класс груза зависит от его объемной массы (т/мЗ) и способа упаковки (в контейнерах, бочках, ящиках, навалом и т. д.). Класс груза учитывается в тарифах на перевозку наряду с расстоянием перевозки и другими факторами. 

КОНТАКТЫ

Задайте нам вопрос и мы ответим в ближайшее время